Казахстан и Россия: угроза братству народов

Несколько лет назад, в преддверии празднования 100-летия со дня рождения Динмухам-меда Ахмедовича Кунаева Интернет-телевидение «Мир и мы» первым показало документальный фильм «Узелки памяти» режиссера Бахыта Каирбекова.В самом начале фильма как предостережение и как набат прозвучали слова Президента Республики Казахстан» Нурсултана Абишевича Назарбаева:

— Пытаться забыть свое прошлое, постоянно кивать на своих предшественников, недостойно уважающего себя человека, особенно недостойно уважающего себя политика. Это не ностальгия по старым временам, это уважение к своей, пусть и не простой истории…

Нурсултан Назарбаев не зря пользуется заслуженным авторитетом, особенно в странах бывшего СССР. Народы помнят, что он был принципиальным противником распада Советского Союза, а сейчас является столь же принципиальным сторонником интеграции бывших союзных республик.

История Республики Казахстан уходит своим корнями в далекое прошлое. Много столетий на этой благодатной земле жили люди, охотились, занимались скотоводством, растили детей, надеялись на лучшее будущее.Разумеется, земля Казахстана не могла не привлекать многочисленных захватчиков.

Особенно в этом смысле показательны войны XVII века, когда на территорию Казахстана в 1635 году вторглись войска Джунгарского государства.В истории Западной Европы хорошо известна так называемая Столетняя война между Англией и Францией. Гораздо меньше почему-то говорят о другой Столетней войне, в которой казахам пришлось на протяжении почти 100 лет вести борьбу с джунгарскими завоевателями.

Столь длительная вооруженная борьба привела к массовому потоку беженцев с казахских земель, разрушению и сокращению экономической основы существования Казахского государства — богатейших пастбищ, захват которых был главной целью джунгар.В 1723—1727 годах произошло самое опустошительное вторжение, запечатлённое в народной памяти казахов, как «Актабан шубырынды» — «Годы великого бедствия», когда джунгарами были захвачены столичные города Туркестан, Ташкент и Сайрам. Массы обездоленных людей, спасаясь от захватчиков, бежали на узбекские земли в Самарканд и Бухару. Разоренные группы казахов Старшего жуза и небольшой части Среднего жуза, откочевали в район Ходжента и Самарканда.Казахи Младшего жуза бежали в Хиву и Бухару. Некоторые казахские роды откочевали в пустынные районы Кызылкума и Каракума.

В Годы великого бедствия казахи утратили богатые пастбища Семиречья, нарушились традиционные маршруты перекочевок, пришли в упадок торговля, ремесленные центры, резко сократилось количество скота. В эти годы возникла песня «Елім-ай» («Мой народ»), в которой отразилась трагедия казахского народа.

Ослаблением казахов воспользовались другие соседи (волжские калмыки, приуральские казаки, башкиры, беки Коканда, ханы Бухары и Хивы), что ещё более усугубило трагедию.Казахскому народу грозило полное уничтожение.

Казалось бы, какое отношение имеют события далекого прошлого к современности?

Хорошо известна истина о том, что история не знает сослагательного наклонения. И главное при рассмотрении исторических событий суметь отрешиться от эмоций и объективно рассматривать события далекого прошлого.Вот о чем говорят факты: ещё в 1717 году казахский хан Тауке впервые обратился к Петру I с просьбой принять казахов в российское подданств без выплаты ясака, без исполнения повинностей и при сохранении власти хана. Это решение было вполне объяснимо: дальнейшее продолжение войны грозило полным разорением и, быть может, даже полным уничтожением большей части казахского народа. Поэтому хан Тауке поступил как мудрый и дальновидный правитель, озабоченный, прежде всего, безопасностью и процветанием своего народа…

Казахские земли были не сразу приняты в состав Российской империи, жузы вступали в нее постепенно на протяжении многих десятилетий XVIII и XIX веков.Нельзя отрицать очевидного факта, что подобный шаг казахских правителей того времени был вынужденным и прежде всего обуславливался угрозой нападений на казахские земли не только джунгар, но и хивинцев, кокандцев, других соседних народов.Как правило, решения принимают политики, а народам приходится их выполнять…

Итак, в составе Российской империи, а затем Советского Союза народам Казахстана пришлось прожить около 200 лет.

Наука ничего не говорит о том, существует ли генетическая память у народов. Зато в каждой семье есть свои предания, которые передаются от дедов — внукам, и далее…

Несомненно, что один из самых известных и популярных руководителей Казахстана Динмухаммед Ахмедович Кунаев в детстве много раз слушал предания о прошлом Казахстана, и, разумеется, они воспитали в нем глубокое уважение и любовь к своему народу. Родившись в 1912 году, Динмухаммед Кунаев отдал всю свою жизнь служению людям.Испокон веков земля Казахстана представляла собой огромный котел, в котором смешивались многочисленные народы и народности. Обеспечить мир между ними мог только по-настоящему умный, проницательный руководитель.Именно таким человеком и был Динмухаммед Кунаев. Родившись в 1912 году, он почти всю свою жизнь прожил в Союзе Советских Социалистических Республик, и пользуется до сих пор безграничным уважением не только в Казахстане, но и в других странах Содружества Независимых Государств, где не переписывают историю в угоду нынешней политической конъектуре.

В этом смысле Казахстан может служить настоящим примером объективной оценки своей истории.Поколение, к которому принадлежал и принадлежит Динмухаммед Ахмедович Кунаев — это поколение героев, созидателей и одновременно романтиков. Закончив в 1936 году Московский институт цветных металлов и золота, он прошел нелегкий трудовой путь от машиниста до Первого секретаря Ц. К. Коммунистической партии Казахстана.

Говоря о Динмухаммеде Кунаеве, нельзя не сказать о том времени, в котором он жил и руководил. Страшный голод начала 30-х годов коснулся и Казахстана, затем на эту землю попали представители многих народов, которые были выселены с мест своего проживания перед началом и во время Великой Отечественной войны — советские немцы, поляки, крымские татары, чеченцы, ингуши. С началом боевых действия сюда же хлынул поток беженцев, десятками перебазировались промышленные предприятия, которые надо было построить и разместить на новых необжитых местах.Обеспечить межнациональный мир между людьми разных национальностей была задача очень нелегкая, но было бы большой ошибкой предполагать и, тем более, утверждать, что это удалось сделать только благодаря страху перед органами НКВД. Нельзя не вспомнить о воинах Красной Армии, выходцах из Казахстана, которые в борьбе с фашизмом показали себя как настоящие герои…

И тут вполне уместно и своевременно сказать о попытках исказить исторические факты, осквернить память героев, павших в борьбе с фашизмом и пересмотреть итоги Второй мировой войны. К сожалению, иногда такие попытки не только не находят отпор, но и получают большую поддержку… Более того, иногда даже суды встают на сторону деятелей, которые обеляют преступления фашистов и их пособников. Необходимо проводить бескомпромиссную и решительную политику в целях активного противодействия попыткам фальсификации истории и рассказывать только правду о Великой Отечественной войне.

Решающую роль в создании, насколько это было возможно в тяжелое военное время, условий для жизни и труда, сыграли природное гостеприимство и доброта народов Казахстана, талант и способности местных руководителей, которые смогли в нелегкие военные времена дать кров и пищу представителям разных национальностей.Дружба народов на земле Казахстана — это не пустые слова!

Дальнейшее развитие Казахстана было неразрывно связано с строительством мощной промышленной базы, освоением целины. Знаменитый на весь мир космодром «Байконур», мощные фабрики и заводы, научно-исследовательские институты, учебные заведения наВместе с те хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты современного освещения событий, связанных с общей историей наших народов.

Особенно это важно потому, что зачастую тенденциозная оценка событий национальной истории становится опасным видом оружия в информационной войне.

Вот только один пример: вероятно, всем присутствующим приходилось пользоваться услугами известного Интернет-издания под названием «Википедия». Это издание, как отмечается на самом сайте, «…часть многоязычного проекта, целью которого является создание полной энциклопедии на всех языках Земли. Эта цель не ограничена каким-либо количеством статей! Википедия не имеет ни центрального редакционного совета, ни главного редактора. Она пишется, поддерживается и почти полностью управляется добровольцами со всего мира. Принадлежит Википедия частной некоммерческой организации, спонсируемой сотнями тысяч частных жертвователей».И далее: Фонд Викиме́диа (англ. Wikimedia Foundation, Inc., кратко WMF) — некоммерческая благотворительная организация, которая поддерживает работу ряда краудсорсинговых вики-проектов. Штаб-квартира «Фонда Викимедиа» расположена в Сан-Франциско, проекты Викимедиа регулируются законами штата Калифорния, а сама организация зарегистрирована по законам штата Флорида, где в Сент-Питерсберге первоначально располагался её офис и где по-прежнему в Тампе расположены её сервера». Словом, складывается впечатление, что мы имеем пример независимой и по-настоящему объективной информации…

Однако каким же образом «Википедия» описывает многовековую историю казахского народа?Казахско-джунгарские войны описываются в виде сухой последовательности фактов, а вот о событиях, последовавших после казахско-джунгарских войн при угрозе полного исчезновения казахов с лица планеты (на современном языке это называется геноцидом), в «Википедии» говорится следующее: «Присоединение Казахстана было частью многовековой территориально-политической экспансии России на сопредельные территории.»Из чего человек несведущий в истории, молодой человек, школьник, может сделать вывод, что 100-летняя война джунгар против казахов, изгнание их с родной земли было меньшим злом, нежели прошение хана Тауке и последующих правителей казахов о защите со стороны России…

Более того, в казахстанской историографии делаются попытки представить политику Россию колониально-захватнической и агрессивной… Именно это говорится в книге «Великие битвы кочевников» (Астана, 2007 г.). А историк М. К. Козыкбаев и вовсе уверяет, что разгром Ермаком Сибирского ханства стал якобы началом «колонизации» Казахстана, которого, кстати, в то время и не существовало как государства!

В полном отрыве от данных исторической науки некоторыми казахстанскими кустарями от истории даже описываются целиком вымышленные страшные картины того, как Россия поставляла джунгарам ружья, пушки, боеприпасы, и даже посылала им военных советников для того, чтобы… полностью уничтожить казахов как народ… Или хотя бы вынудить казахов перейти в российское подданство.

Более наглую и безосновательную фальсификацию истории представить себе просто невозможно.В некоторых монографиях и учебниках российско-казахские отношения XYIII-XIX веков представлены исключительно как череда бесконечных военных конфликтов, Россия предстаёт как «колонизаторская» и «живодёрская» колониальная страна, занимавшаяся «геноцидом» казахов.

Правда, такие псевдоисторики всячески уклоняются от ответа на вопрос, а кто тогда, собственно, создал современный Казахстан, кто построил сотни современных промышленных предприятий, в том числе космодром Байконур, кто стоял у истоков основания казахстанской науки, образования и здравоохранения?

Ведь совершенно очевидно, что метрополии в отношении колоний так не поступают, и тому пример Индия, Алжир, Эфиопия. Куба и многие другие бывшие по-настоящему колониями страны.

Самое печальное в том, что подобные клеветнические измышления попадают во вполне официальные школьные и вузовские учебники. На такой клевете воспитывается молодое поколение, в том числе будущие политики. И всё это происходит тогда, когда взаимосвязи между Казахстаном и Россией в рамках ЕвроЗЭС и Таможенного союза всемерно развиваются и укрепляются.

Нельзя не предположить, что подобные действия направляются и финансируются теми силами, которые хотят всяческие затруднить и даже сорвать казахстано-российское сотрудничество.

Хотелось бы еще раз напомнить об ответственности историков перед народами и недопустимости подчинения исторической науки сиюминутным политическим веяниям, или, тем более, амбициям политиков. История не должна становиться оружием борьбы, она принадлежит народам. И оценку политическим деятелям, историческим событиям может давать только народ, а он прекрасно разберётся сам, где правда, а где нагромождения псевдоисторической лжи.подробнее:

http://www.worldandwe.com/ru/p…

0
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля
%d такие блоггеры, как: