Тайны православного бестиария: Святой с собачьей головой и трехголовый Христос

Наверно, все знают, что в иконописи множество канонов. Канон – с греческого правильный. а это значит, что икона изображает правильно. На иконах мы видим канонизированных исторических персонажей, (существовавших или нет – это вопрос вашей веры). И как в таком случае объяснить появление этих странных образов?

«Нерассуднии иконописцы обыкоша нелепо писати, якоже св. мученика Христофора с песиею главою, яже суть небылица» — из редакций иконописных подлинников.

Есть один представитель христианского бестиария — святой Христофор, покровитель путников, изображения которого до сих пор носят с собой многие европейские автомобилисты. Он канонизирован как православной, так и католической церквями.

Одна из версий повествует о том, что Христофор был хананеянином, и вследствие схожести этого именования со словом собака, превратился впоследствии в псоглавца, представителя мифического народа киноцефалов. Возможно, что синонимы, которыми описывали святого великана, «звероподобный», «верный как собака», со временем стали восприниматься буквально.
Сказание гласит, что Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По-другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Он до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.  Ни одна из перечисленных версий не объясняет того, как святой с головой собаки смог просуществовать в христианской иконографии до сих пор (иконы в России можно встретить в действующих старообрядческих храмах). Наиболее часто киноцефалы изображались и упоминались коптами — египтянами, исповедующими христианство. Египетский след тоже вероятен.В Москве есть храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица». Согласно преданию, за иконопочитательство преподобному Иоанну Дамаскину отрубили кисть руки.

После этого он долго молился перед иконой Богоматери, а на утро проснулся с приросшей обратно кистью. В честь своего исцеления он прикрепил к окладу иконы серебряную руку как символ своего спасения.
Копиисты, однако, восприняли руку на окладе буквально, и вписали ее в сюжет иконы, чему и обязан существующий поныне культ Богородицы Троеручицы.

В Россию копия иконы попала благодаря сербскому монаху. Во избежание кривотолков, дальнейшие копии приказали снимать только посеребрив третью руку Богородицы, «несоблажняя народ».

Однако в XVII веке афонский митрополит делится с русскими иконописцами новой легендой: оказывается, при работе над иконой, третья рука появилась на изображении божественным образом, а глас божий не позволил ее убирать. Таким образом было получено разрешение на написание трех рук одинакового цвета.

В народе возникли другие интерпретации появления третьей руки. Распространенной вариацией был рассказ о том, как Мария, спасаясь от разбойников, переплыла реку вместе с младенцем. Бог послал ей вспоможение, и она поплыла, держа одной рукой Иисуса, и гребя остальными двумя. В угоду этому верованию исказилось название церковного праздника –Преполовения — которое стали именовать «Преплавиньем», то есть днем, когда Богородица переплыла реку с младенцем.
Изображения трехголового Иисуса в Западной Европе были запрещены в 1545 году Тридентским собором. Впрочем, это никак не мешало им существовать в X–XVI веках. Художники, изображавшие такого Христа, следовали догмату об одновременном исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына. Этот догмат активно лоббировался Карлом Великим и позже был утвержден папой римским, что и подтолкнуло мастеров иконы к созданию подобных изображений.
Трехликую и о трех туловищах Троицу с совмещенными изображениями Отца, Сына и Духа постепенно стали преобразовывать и рисовать только Сына, также с тремя головами, но одинаковыми. Три неотличимых друг от друга образа символизировали единство Троицы, а иконы с ними назывались смесоипостасными.
Постепенно три головы превратились в одну, но лицо Христа так и осталось утроенным. В такой версии эта иконографическая традиция дошла до некоторых сибирских старообрядцев, а одну из сибирских икон даже якобы подарили Екатерине II. После чего Святейший синод запретил продажу, хранение и распространение трехликих Иисусов в Российской империи. Посмотреть на одну из таких сейчас можно в Свердловском областном краеведческом музее.
По материалам: pravoslavie.ru

0
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля
%d такие блоггеры, как: