Копрэкономика-друг или враг?

clip_image001Ранее публиковал пост Всемирный заговор или закономерная тенденция?
о сравнительно недавней (лет 15-20) мировой тенденции перехода от пост-индустриальной экономики к экономике производства и впаривания говна т.н. копроэкономике.
Нет, речь конечно не о говне как продукте, так сказать в чистом виде :), я говорил о таких предметах как автомашины, фотокамеры, кофемолки, кухонные комбайны, стиральные машины и тд., такого качества и срока службы о которых принято говорить “купил говно”
Вот цитата из той статьи, что бы было понятнее о чем речь.

“…Возьмем, к примеру, тормозные колодки. Их всегда приходилось менять часто. Но вот, скажем, последнее «ноу-хау» от компании Ford: делать тормозные диски из такого мягкого металла, что они стираются вместе с колодками. Для тех, кто не в курсе – обычно диски «ходят» не менее 150 тысяч км, а у нового Ford Mondeo – примерно 40 тысяч. Их замена настолько дорогое удовольствие, что обычное техобслуживание нового исправного автомобиля выливается более чем в сорок тысяч рублей. Виртуозное исполнение. Японцы, кстати, до этого еще не додумались.”

Кстати, как мимолетно замечено в заметке которую вы прочитаете ниже, японцы тоже “прочухали фишку” и тоже успешно включились в мировой тренд.

Автомобиль, который когда-то был роскошью, а затем средством передвижения, теперь стал сугубо средством делания денег.

Судите сами, производители уже не стыдясь трубят о снижении себестоимости производства и выносе его туда, где вашу машину соберут негры, только вчера слезшие с дерева. Но при этом ни один не заикается о снижении цен. Рено, когда еще только анонсировала свой Логан, громко трубила, что будет его продавать за 5000 евро. И что, где-нибудь была такая цена?

Потребитель в силу непонимания вопроса последствия снижения себестоимости не особо замечает. А что, краска блестит на новенькой машинке, цветные огоньки на панели моргают, автожурналы пишут про дорогую пластмассу и “алюминиевые накладки” в салоне. Правда вот на Кашкаях облезает с якобы кожаного руля та самая кожа, ремни безопасности беззастенчиво режут собой накладки средней стойки кузова, “алюминий” царапается и облезает на поверку оказываясь дешевой имитацией серебрянкой по пластику, а с дорого выглядящей пластмассы облезает покрытие от контакта с ногтями (это уже VAG, BMW).

Но это еще цветочки. Механик видит куда больше: пластмассовые шланги не поддающиеся ремонту с пластмассовыми же защелками на концах, собранные на защелках салоны и корпуса деталей — попробуй разбери не сломав! — одноразовый крепеж и детали которые положено выбросить после снятия. И все тоненькое, хлипенькое, тщедушное. А как оно все выглядит? На старых Мерседесах и японцах 90-х годов каждая деталюшечка выглядела как ювелирное изделие и несла гордое клеймо “made in Germany” или “made in Japan”. А сейчас? Половина деталей выглядит как части от китайских детских игрушек и надписи на них “made in Phillipines”, “made in Malaisia”, “made in Mexico”, “…in Turkey”, “…in Poland” — тьфу ты, бусурманы.

При этом цена на эти запчасти такая как будто их делали в княжестве Монако, причем сам князь, лично. Ну как же, ведь часть от машины оказывается должна стоить не как ее ЧАСТЬ, а столько, сколько потребитель готов отдать за то, чтобы его самоходное сокровище таковым и оставалось. Самоходным. И еще более сокровищем.

Надо же, а я-то по старинке думал, что запчасти нужны для поддержания работоспособности произведенного и проданного клиенту изделия. И даже если изделие не такое уж надежное, но легко и дешево ремонтируется, то это жирный плюс всему изделию в целом и его производителю. Форд Т был не слишком надежен, но зато запчасти были дешевы, в изобилии и чинился он в любой слесарной мастерской. Долгое время (десятилетия!) держал абсолютный рекорд по количеству продаж, если что…

Насчет “легко ремонтируется” — это вообще песня! Грустная и унылая. Нынче производитель просто-таки злостно и целенаправленно вставляет палки в колеса ремонту своих изделий. Еще бы, техническую информацию мы запрячем, сделаем платной, да еще вдобавок неполной и изобилующей неточностями, а то и откровенным вредительством. Машину нашпигуем контрольными блоками, блоки зальем компаундом, чтоб внутрь не заглядывали, значения входных / выходных сигналов засекретим, логику работы и самодиагностики тоже, все это будет связываться только с нашим сканером, да и тот будет ограничен по возможностям и изобиловать глюками. А special tools? Сколько раз уже сталкивался с подобным: “обязательно использование special tool 345-08-HG7665”, заказываешь tool, платишь нехилые деньги — а он оказывается какой-нибудь загогулиной или хреновиной, которую сам бы выпилил за 10 минут по чертежу из мануала. Но в мануале не будет чертежа, нет! Только номер special tool. Если что, официальные дилеры за лицензию пользования технической информацией и софтом диагностики и за технический тренинг для сотрудников и за горячую линию техпомощи и за special tools платят оч-чень немаленькие деньги ежегодно. А то многие еще думают, что раз у дилера на крыше эмблема производителя, то дилер это как бы часть самого производителя и получает всяческую помощь от него. Нет. Только дилерскую скидку на машины и детали, за все прочее надо платить, причем по самым дорогим расценкам — пиратской базой данных пользоваться не комильфо.

Ну а уж всем прочим посторонним и подавно производитель в ремонте не поможет. Так что можете обижаться сколько влезет на “безруких и жадных” механиков в автосервисе, но они, как раз, с потребителем по одну сторону баррикад — пытаются заставить машину побегать подольше и подешевле, пока производитель делает все, чтобы потребитель поскорее остался БЕЗ МАШИНЫ… и почесал в автосалон за новой.

Тут уже были голоса, мол тенденции такие: зачем мол делать долговечные машины, если клиент их все равно меняет каждые три года. Ну да, все богатые, как же, купил на три года и выбросил на свалку? Меняют каждые три года пока деньги в долг дают, да пока у трехлетних машин есть остаточная стоимость. Да еще пока десятилетние эшелонами уходят на необьятные просторы в направлении Сибири и прилегающих местностей. А теперь фиг: В Сибири таможенные пошлины, банки кредиты не дают, а трехлетку дай боже за 5000 по трейд-ину сдать. И идет “тенденция” коту под хвост.

А еще ведь говорят “ну правильно, производитель же должен делать деньги”, мол это его предназначение в жизни. Вот врач, почему-то должен лечить людей, а не деньги делать. Странно, как это он не задается вопросом “если я их всех вылечу, на что же я жить-то буду?”. И ведь все хотят быть здоровыми и страшно возмущаются, если вдруг врач начнет потихоньку токсины и яды прописывать, обеспечивая рынок сбыта своих услуг. И автосервисом ведь возмутятся, если он шрус подрежет слегонца, песочку в двигатель насыплет невзначай. Нехорошо ведь, да?

Так что, все-таки, врач должен лечить, механик чинить, а автопроизводитель обеспечивать население надежными, долговечными и легко ремонтирующимися средствами передвижения.

Между прочим первые признаки перехода к копроэкономическим методам развития производства я заметил еще в позднем, горбачевском СССР. Сначала мы дома заметили, что электрические лампочки верно служившие раньше по-полгода и больше, вдруг стали перегорать через 2-3 месяца, а шнурки для ботинок и туфель рвались через 2 недели. Случайно прочитал в тогдашней “Литературной газете ” по поводу лампочек. Оказывается, в духе реформ ставивших зависимость зарплаты работников от реализации продукции и себестоимости производства, “гениальным” технологам предприятий пришла в голову мысль сделать тоньше вольфрамовый волосок в лампочках.
И процесс пошел, как говаривал отец перестройки. Недалеко правда он ушел

Comments on Копрэкономика-друг или враг?